Vere dictum. Суд присяжных.

Очень часто в наши дни приходится слышать о необходимости расширения подсудности судов присяжных. Я так подозреваю, что эта позиция видных представителей отечественной адвокатуры вызвана скорее жестким обвинительным уклоном наших судов, нежели подлинной необходимостью привлечения посторонних лиц к процессу. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Согласно букве закона, приговором является решение суда по уголовному делу о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении от наказания. Приговор суда должен быть законным, обоснованным, справедливым и признается таковым, если он соответствует требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к его содержанию, процессуальной форме и порядку постановления, а также основан на правильном применении уголовного закона.

Казалось бы, все просто, однако, практика показывает, что очень часто речь об обоснованности и справедливости вести не приходится. Это связано со множеством проблем, возникающих ещё на стадии судебного следствия. Начиная с сомнительного толкования закона при квалификации преступлений, заканчивая объективностью оценки судом доказательств, мы получаем в итоге далекое от совершенства правосудие. Я уже не говорю о пресловутой презумпции невиновности, которая, к сожалению, существует в весьма убогой форме. 

Поэтому вполне очевидно, что многие юристы взывают к законодателю с просьбой о расширении подсудности судов присяжных, как мере обеспечения права человека на защиту. Это попытка заставить презумпцию невиновности работать, ведь бремя доказывания лежит на обвинителе, поэтому пусть обвинитель доказывает не спустя рукава, а качественно, по факту.

Лучшие времена суды присяжных переживали в конце IX века в Российской империи, советская власть их полностью упразднила, и только в конце 80-х годов XX столетия их возрождение стало активно обсуждаться. Так, 13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье 11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей).

С принятием поправок в Конституцию РСФСР[9] (1991—1992 гг.) и Конституции России (12 декабря 1993 года) право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.

До 1 июня 2018 года коллегии присяжных действовали только в областных (краевых) и приравненных к ним судах. Доля уголовных дел, которые в постсоветской России рассматривались присяжными, была небольшой. До 2009 года суд присяжных мог рассматривать дела по 47 составам преступлений. В 2008—2013 годах произошло сокращение перечня составов, которые могли рассматриваться с привлечением присяжных. В эти годы из перечня были исключены дела о терроризме, вооруженном мятеже с целью захвата власти, диверсии, массовых беспорядках, дела о взяточничестве, преступлении против правосудия, транспортные преступления, половые преступления. Права на суд присяжных лишились по всем составам преступления женщины, мужчины в возрасте старше 65 лет, а также лица, обвиняемые в совершении неоконченного преступления (если их деятельность была пресечена на стадии приготовления или покушения). В феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами.

На протяжении этих лет велись настоящие баталии вокруг вопроса о суде присяжных, что привело к угрозе их фактического упразднения.

Только с июня 2018 года в России были узаконены новые принципы рассмотрения уголовных дел присяжными:

– Коллегия присяжных была сокращена до восьми человек в областных (и приравненных к ним) судах;

– Коллегии присяжных создаются в районных (городских) судах, но численность их составит шесть человек; 

– Мужчины в возрасте старше 65 лет получили возможность рассмотрения их дел с участием присяжных.

Право на суд присяжных получили лица, обвиняемые в убийстве и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлёкшему по неосторожности смерть потерпевшего. Кроме того, на суд присяжных могут претендовать лица, которым грозит наказание в виде пожизненного лишения свободы или смертная казнь, по следующими составам:

– Организация преступного сообщества (преступной организации);

– Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств;

– Контрабанда наркотических средств;

– Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;

-Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;

– Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;

– Геноцид;

Наряду с этими преступлениями, законодатель допустил возможность рассмотрения дел с присяжными по следующим статьям уголовного закона:

– Похищение человека;

– Бандитизм;

– Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава;

– Пиратство;

– Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны;

– Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны;

– Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения;

 – Применение запрещенных средств и методов ведения войны;

– Экоцид;

– Наёмничество;

– Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

Как видно из перечня, большинство статей относится к разряду уникальных, чуть не сказал «сказочных». Это безусловно наиболее опасные для общества деяния, но на сколько здесь оправдано присутствие присяжных при разбирательстве по делу, ведь данные составы имеют узкую квалификацию и встречаются очень редко.

Только в 2020 г. снова был поднят на высшем уровне вопрос о расширении подсудности судов присяжных и включении всех уголовных дел об особо тяжких преступлениях и о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в материалах которых отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну.

По-прежнему законодатель игнорирует возможность рассмотрения тяжких составов и составов средней тяжести.

На мой взгляд, с привлечением присяжных, как представителей общества, просто необходимо рассматривать дела, связанные с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина. В частности, преступления, посягающие на права на свободу совести и вероисповеданий, носят особый общественный резонанс, их квалификация неоднозначна, судебная практика не отточена. Очевидно, что они заслуживают особого внимания со стороны общества и государства.

Суд присяжных — это явление, отражающие правосознание общества и его готовность к дальнейшему цивилизованному развитию. Это было заметно с самого начала зарождения этого института в Англии, когда появление присяжных стало ответом на правовой произвол представителей власти, карающих своих подданных по своему усмотрению и желанию. Сегодня развитие этого института может и должно играть такую же роль, теперь уже не в примитивной форме, но нормативно организованной. Я вижу важность применения и распространения суда присяжных и в гражданском процессе, значительное количество правоотношений в котором затрагивают интересы общества в целом. В частности, важным шагом стало бы участие присяжных в делах, связанных с защитой нематериальных благ: чести, достоинства и деловой репутации, компенсацией морального вреда и т.п.

Безусловно, суд присяжных состоит из людей, чаще всего не обладающих юридическими познаниями. Иногда их бытовые представления о законе могут не соответствовать реальной букве закона, но для решения вопросов права остаётся профессиональный судья, что защищает данный институт от правового произвола. Во всяком случае присяжные — это гарантия обеспечения истинной состязательности процесса.