Адвокатура: корпорация или сословие

Великий Фёдор Никифорович Плевако, которого не иначе, как называли «Московским Златоустом», как-то спросили: «Скажите, а где Вы учились красноречию? Кто из университетских профессоров был Вашим наставником?» На что адвокат и действительный статский советник ответил: «Малому я научился в школах, но и за то благодарю и молюсь за своих наставников. Главным же профессором у меня был святой Иоанн Златоуст». Ставший для российского адвокатского мира легендой и ориентиром защитник Плевако был очень религиозным человеком и ещё в студенческие годы зачитывался творениями святого Иоанна. Сегодня мы зачитываемся творениями самого Фёдора Никифоровича, при этом так и остаётся вопрос — какими же общими нравственными ориентирами руководствуются современные отечественные юристы, у кого мы учимся искусству защищать, с каких авторитетов берём пример.


История профессии адвоката уходит своими корнями в глубокую древность на столько, что за огромным наслоением культурных пластов мы порой не можем разглядеть единства традиций, ощутить общий корпоративный дух. Вот, у врачей, например, все понятно. Главной ценностью в их благородном труде всегда были жизнь и здоровье человека, а у нас? Пожалуй, и у нас остались два главных неизменных ориентира — это жизнь и свобода. Правда, все чаще сегодня говорят о правах, но права — это категория подвижная, впрочем, как и понятие чести и достоинства (оно очень сильно зависит от исторического периода, региональных и культурных особенностей среды). Таким образом, если труд врача в глобальном понимании во все времена один и тот же, то наша работа тесно связана с культурной парадигмой.

Жизнь каждого из нас связана с определенной социокультурной реальностью, которая представляет собой совокупность общепринятых символов. Это система восприятия мира, включающая в себя представления об иерархии социальных смыслов, определяющие мышление и поведение людей.

Адвокат, как член общества, активный функционер его жизнедеятельности всегда подчинён общим законам мировосприятия. И здесь нужно выделить основные элементы организации взаимодействия членов общества:

  1. Человек является творцом и носитель культурного кода;
  2. Наличие общей социокультурной эмоции, общего жизненного настроения;
  3. Особая ценностная иерархия, система значимостей базовых ценностей для решения жизненных задач;
  4. Общие лидеры общественного мнения или «Духовные лидеры». Это люди, которые дают эпохе возможность самоидентификации через новые понятия и символы, формирующие единый символический ряд – набор «паролей» эпохи, набор ключевых слов и вещей, общий тип семиотических отношений;
  5. Культурные герои эпохи — не столько реальные личности, сколько образы-идеалы, культивирующие стиль жизни.

Современный мир с его высокоразвитым информационным полем выгодно отличается от иных исторических периодов, зачастую лишенных возможности культурной интеграции. Таким образом, мы оказываемся в среде, насыщенной различными духовными ориентирами. Какой из них выбрать, каждый определяет сам.

Отходя от философских рассуждений, приходится констатировать, что адвокаты стали походить на типичных клерков. Сегодня это скорее просто деловые люди, среди которых мало хороших ученых и ораторов, ещё меньше альтруистов, влекомых долгом защиты страждущих. В головах все больше превалирует схема «товар-деньги-товар». На мой взгляд, это абсолютно удручающая тенденция. И причиной этого я вижу в отсутствии прочных традиций и крепких нравственных ориентиров.

В своё время, когда я ещё служил в органах внутренних дел, я четко себе представлял каким должен быть милиционер (полицейский). Эти представления формировали образы доблестных солдат правопорядка, выдающихся криминалистов. Став адвокатом, я вот так сразу и не понял каким должен быть адвокат, должен я ориентироваться на успешных владельцев юридического бизнеса или же на великих правозащитников. Понял, что сосчитать в себе оба эти качества, скорее всего, невозможно, ну или нужно быть очень одаренным человеком. Но речь-то идёт о сообществе в целом, а не о конкретных личностях.

Исследуя перечисленные выше элементы культурной парадигмы и проецируя их на жизнь современной России, приходишь к выводу о том, что выбор точки опоры сегодня весьма затруднен. Состояние и настроения адвокатского сообщества естественным образом отражают духовный кризис общества, чего быть не должно. Адвокатура, как явление, должна быть одной из лучших частей общества, иначе мы просто не имеем права брать на себя ответственное бремя защиты. У нас просто не будет сил твёрдо противостоять произволу, если произвол есть внутри нас.

Решение этой проблемы я вижу в укреплении корпоративного духа, формировании особой системы ценностей через установление прочных адвокатских традиций и ритуалов. Пока мы просто профессиональное сообщество, а должны стать единой социальной прослойкой.